[Dota 2] Огрызки статистики 6.85 и мысли о 6.86

Осталось совсем немного времени до того момента, когда патч 6.85 уйдёт в прошлое, сменившись более глобальным 6.86. По сути, большинство изменений, которые мы в нём увидим, должны были произойти ещё до Frankfurt Major, однако были отложены из-за загруженности после перехода на Dota 2 Reborn. Ниже я бы хотел сделать краткий обзор актуальных сейчас элементов игры, популярных героев и поговорить о том, что может измениться с новым патчем.


Начать хотелось бы с тех изменений, которые не связаны с героями. Начиная с 6.82, все изменения в глобальной механике были направлены на "зрелищность": уменьшение золота, получаемого за крипов, и увеличение золота, получаемого с героев, немного ускорило игру, сделав ранние драки более выгодными, а добавленная в 6.82 аура награды и последующие изменения в формуле распределения золота дали большой простор для переворотов. В нынешней доте (что зачастую обескураживает игроков, игравших довольно давно, но не следивших за изменениями) считается вполне нормальным отыграть за одну драку преимущество в 20 тысяч золота и совершить переворот, став победителем (либо же потерять всё имевшееся преимущество и проиграть, будучи, скажем, Queen of Pain со счётом 20-2-18). Думаю, какие-то изменения снова затронут механику распределения золота. Впрочем, текущая система камбеков не даёт права на ошибку, что может вылиться в небольшое ослабление этих формул (что лично я не приветствую).

Также, безусловно, в этом обновлении мы, наконец, увидим систему слоёв (скины для карты доты, которые можно будет включать/выключать и играть с другими игроками) и, скорее всего, двух героев: Arc Warden и Abyssal Underlord (оба героя уже находятся в игре, у Abyssal Underlord уже даже была более-менее готовая модель и некоторые анимации, причём он даже был в клиенте, а текстуры Arc Warden, кажется, до сих пор находятся в клиенте; об этом уже ходили слухи ранее, так что скорее всего они выйдут вместе, хоть и не исключено, что Arc Warden останется на следующий патч). Учитывая то, как в прошлые разы вводились герои, скорее всего вместе с этой парочкой выйдет комикс и Arcana на Zeus (а также и новая моделька для него). Помимо прочего, можно сделать предположение, что наконец заработает система Hero MMR. Как она будет работать — не совсем ясно, но скорее всего это будет что-то вроде показателя успешности, не связанного с матчмейкингом. Вариант, в котором Hero MMR как-то влияет или зависит от Solo MMR/Party MMR мне кажется совершенно нелепым, однако система, введённая в League of Legends (точнее, которая будет введена) кажется достаточно неплохим решением в этом плане: много играя на одном герое и играя хорошо можно получать какие-то награды. Впрочем, тогда не совсем понятно, при чём тут "MMR". Ещё один возможный вариант — появление системы, схожей с Team Builder в той же самой LoL, в которой этот Hero MMR и будет использоваться.


Из тех изменений, которые вполне можно ожидать, но для которых нет совершенно никаких предпосылок, можно отметить, например, добавление драккенов (нейтралов, которых не было в Dota 2, но которые есть в WC3 DotA; подобный вывод можно сделать на основе новых моделей нейтральных крипов, найденных при разборе "песчаной" карты). Также можно ожидать появления новых предметов (например, третьего варианта развития Yasha) и новых улучшений ультимативных способностей, однако (помимо того, что сейчас есть тенденция к некоторой систематизации всего, что есть в Dota 2) никаких предпосылок для этого нет, хоть IceFrog и обещал большие изменения в 6.82.

Наиболее интересными изменениями, по традиции, будут те, которые затронут героев. Лично мне всё ещё хочется увидеть усиление Crystal Maiden и Bristleback (но этого не случится в обозримом будущем :с ), но давайте пойдём по порядку. Статистика, на которой я основываюсь, взята с Dotabuff. В первую очередь затронуты будут герои в соревновательных играх (идти я буду по уменьшению популярности, потому как это, как правило, решающий для Valve фактор), однако в отдельных случаях будет также приведена статистика с рейтинговых игр на разных уровнях.

Наиболее популярные герои (99% - 60% P/B) и их друзья (59% - 30% P/B)




Начать, наверное стоит с Io: он силён только в комбинации с другими героями (поэтому не особо хорошо заходит в общей статистике, но имеет 52% побед и 63% игр, где он взят/забанен), однако это значит, что он популярен и эффективен в первую очередь благодаря тому, что ему есть, с чем взаимодействовать. Вряд ли ему грозит какой-либо сильный нерф, так что волноваться особо не о чем.

Из героев поддержки намного интереснее смотрятся Winter Wyvern и Dazzle. По сути, общей чертой этой пары является то, что они очень хороши в спасении союзников (и это же является причиной, почему очень часто начал появляться Ancient Apparation), однако за них переживать также сильно не стоит: эти герои берут исключительно своей универсальностью и полезностью, так что даже если их способности будут (в разумных пределах) ослаблены, они всё ещё будут появляться в играх.

Не намного интереснее выглядят наиболее популярные оффлейнеры: Dark Seer и Undying. Первый, хоть и получает ослабления несколько патчей подряд, всё ещё остаётся актуальным за счёт полезности своих способностей. В случае с зомби ситуация довольно схожая: его третья способность, Tombstone, была ослаблена (теперь нужно нанести несколько ударов, чтобы её разрушить, как в случае с фамильярами Visage или яйцом Phoenix), но это не только не сильно ударило по полезности героя (он всё ещё очень силён в ранних драках и всё ещё достаточно полезен в поздней игре), но и усилило его потенциал (за счёт Agh's Scepter, изменяющего его первую способность). В целом же, сейчас довольно сильны герои, способные сражаться на раннем этапе, а также зомби очень неплохо сочетается с другими популярными героями, особенно при возрастающей популярности дабл-линии на сложной. Также можно отметить и Slardar в качестве очень сильного и популярного оффлейнера, который также силён в первую очередь за счёт комбинаций с другими популярными героями, однако, скорее всего, этому парню грозит получить ослабление его ультимейта. Учитывая, что в числе наиболее популярных героев трое числятся во многом из-за своих понижений брони, а ещё часть просто вносит много физического урона, возможно эти ослабления будут основаны именно на усилении брони как элемента механики. Впрочем, даже такой нерф не очень нужен (особенно если учесть, что это уменьшит зрелищность игр в целом из-за того, что снова станут модными разного рода нюкеры), потому как это просто единственный надёжный способ внесения урона в поздней игре. О том, как Valve могут попробовать исправить эту ситуацию, я поговорю в заключении. В случае же со Slardar ослабить героя можно и с другой стороны: увеличив, скажем, время отката второго скилла.


Говоря о наиболее популярных на core-ролях героях. мы не вспомним ничего нового: Shadow Fiend, Gyrocopter и Queen of Pain были популярны и в прошлом патче. Более того, QoP не может похвастаться хорошим процентом побед, SF не получил никаких изменений в последних двух патчах вообще, а Gyro получил совсем небольшое ослабление. В чём же причина их популярности? Ответ достаточно очевиден: надёжность (не в плане победы в целом, но в плане полезности в начале игры) и универсальность. QoP имеет много возможностей для выигрывания на средней линии и ультимативную способность, вносящую много чистого урона, SF имеет возможность для разгона в начале игры (быстрый фарм за счёт shadow raz'ов или внесение за счёт них же большого количества урона), много встроенного урона с руки и уменьшение брони противников в виде ауры, а Gyro имеет возможность хорошо драться на ранних этапах, а в поздней игре просто может делать больно. Эта троица была популярна всегда, даже когда на первый план выходили слишком сильные герои, вроде Sniper, Troll Warlord, Leshrac и других. Их также нельзя назвать слишком сильными, однако именно они могут пострадать во вторую очередь: Valve уже говорили, что хотели бы видеть больше разнообразия в играх, так что, скорее всего, если они и получат ослабление, то причиной будет именно то, что они просто всем надоели.

Вторым по популярности героем является Tusk, берущий в первую очередь своей универсальностью (он неплохо себя показывает как оффлейнер, так и как саппорт), да ещё и, к тому же, он способен очень неплохо драться в начале игры. В дополнение ко всему, у него есть AOE замедление, возможность менять ландшафт карты (Ice Shards), а также, что наиболее важно, спасать союзников от угрозы или прихватывать их для инициации, используя Snowball. Нужно ли его ослабить? Хороший Tusk может творить невообразимые вещи, однако это уж точно не причина для нерфа, тем более, что на соревновательной сцене у него всего лишь 51% винрейта, и 50% винрейт в играх выше 2k MMR.

Главным же кандидатом на ослабление становится Doom. Он уже успел ворваться в 6.85, стать очень сильным и повисеть на 66.6% винрейта, после чего получил небольшое ослабление к Frankfurt Major и 6.85b, однако он всё ещё не просто очень популярен: он дьявольски хорош. В первую очередь он, конечно же, интересен своим ультимейтом: выключить героя из драки на длительное время дизейблом, который невозможно снять, просто чертовски удобно. Главной же причиной его скачка в популярности и винрейте, впрочем, стала практически в два раза улучшенная вторая способность, делающая Doom практически неубиваемым в начале игры, да ещё и наносящая огромный урон окружающим.


Дальше по показателю популярности идут такие герои, как Lina, Juggernaut, Ember Spirit, Earthshaker, Ancient Apparation, Clockwerk, Templar Assassin и прочие, однако процент их присутствия в играх на порядок ниже: от 59% до 30% и единственной причиной их большей популярности, чем у других  пресловутая надёжность (в смысле простоты реализации). Ни один из них не может похвастаться какими-то чересчур сильными способностями, да и внимания Valve могут заслужить лишь Windranger (которая вышла на первое место по популярности вообще среди героев из-за своей универсальности, но тем не менее не является слишком сильным героем; единственное, что имеет смысл в ней менять  Shackleshot, но настолько ли это необходимо  вопрос открытый) и Templar Assassin (которая может внести слишком много урона, однако её порой слишком легко загнобить на средней линии, поэтому она тоже вряд ли получит ослабление), так что их я не стал выделять в отдельный раздел, объединив с более популярными. Наиболее интересные экземпляры находятся ниже по популярности.

Кто проживает на дне океана? (30% P/B - 10% P/B)

В этом участке находятся практически все герои, не особо пользуются популярностью они по разным причинам: какие-то слишком слабы, какие-то слишком сложны, а каким-то есть более интересные альтернативы. Поговорить о наиболее ярких представителях я и собираюсь ниже.

Начать, наверное, стоит с самых сильных героев здесь: Huskar (65% WR в соревновательных играх, 56% WR в играх на 5k MMR и выше), Bounty Hunter (56%, 54%), Phantom Lancer (68%, 45%), Meepo (77%, 48%), Visage (63%, 52%), Dragon Knight (64%, 47%).

В первую очередь нужно обратить внимание на Meepo: это герой, который очень сложен в обращении, однако в качестве награды хороший игрок получает слишком много урона и слишком много возможностей. По сути, практически все игры на нём были сыграны всего лишь двумя людьми, которые научились им управлять, однако результат на лицо. В каком-то смысле этот герой оказывается слишком сильным, если откинуть элемент сложного управления.

Huskar  ещё один сильный герой, однако, в отличие от прошлого клиента, он достаточно прост, а свою хорошую статистику зарабатывает за счёт своей до смешного огромной силы в ранней игре, позволяющей набрать огромное преимущество за счёт убийства героев. Учитывая популярность Dazzle и Winter Wyvern, этот герой становится практически бессмертным (также есть потенциальная комбинация с Oracle, которого пока нет в Captain's Mode), что определённо привлекает к себе внимание.

Bounty Hunter и Phantom Lancer  герои, получившие ослабления в прошлом патче, но это не особо помогло, да и сложно придумать способ их ослабить, не лишив их своей сути. Ещё одна причина успешности Phantom Lancer  общая успешность пушеров и ранних бойцов в текущей мете. Это же является и причиной успешности Visage, DK, а также Shadow Shaman (66%, 54%), Lycan (58%, 50%), Slark (58%, 48%; он не очень хорош в пушах, однако прекрасно себя чувствует в драках на ранних этапах).

Из очень... заметных героев этой меты можно выделить очень вариативного и назойливого Alchemist и чересчур сильного Tiny, однако так кажется лишь на первый взгляд. Так, например, Alchemist по факту имеет 45% винрейт в соревновательных играх (а сборка с Octarine Core и Manta Style и вовсе какое-то время имела смешной винрейт 23%) и 50% винрейт в рейтинговых играх выше 5k MMR (на участках ниже 4k процент побед и вовсе ниже 50%, но на промежутке 4k-5k внезапно подскакивает до 52%). Хоть этот герой и кажется назойливым и "непобедимым", ослаблять его в ближайшее время уж точно не станут (слишком уж активно его хотели поднять, чтобы он стал популярным), скорее даже наоборот. Похожая ситуация с Tiny: хоть количество урона, которое этот булыжник может внести на ранних этапах, кажется до смешного большим, это всё ещё не делает героя чересчур сильным.

Перед путешествием на самое дно популярности, хотелось бы поговорить о наиболее неэффективных героях в на этом участке. Первыми, кто попадает в поле зрения, становятся Razor (41%, 46%) и Bristleback (42%, 41%): они оба получали небольшие усиления (как правило косвенные) в последних патчах, но их ситуация в целом остаётся крайне плачевной (да, даже у Bristleback с Io). Маловероятно, что они получат какие-то значительные усиления в 6.86, но если они получат таковые, то можно быть уверенным: причины на то были.

Эту драку Ригварл проиграл :(

Опускаясь ниже, мы видим уже совсем непопулярных героев среди наименее успешных, либо процент побед, более близкий к 50%. Сильнее всего, пожалуй, выделяются Nature's Prophet (28%, 40%), Nyx Assassin (43%, 47%), Clinkz (43%, 50%), Lion (28%, 47%), Shadow Demon (22%, 43%), Magnus (30%, 45%). На первый взгляд кажется странным видеть этих героев в списке неэффективных, однако задумавшись о том, что им тут вообще делать, можно понять: ничего. Без сомнения, NP и Clinkz будут всегда хороши как пушеры, однако им есть более мощные и надёжные альтернативы, да и свести их влияние на нет в большинстве случаев достаточно просто. Nyx Assassin просто не имеет возможности выцеплять героев по одному, не является достаточно хорошим саппортом (разве только с аганимом, но саппорт, которому нужен аганим, чтобы быть эффективным  плохой саппорт), а Lion и Shadow Demon просто не вписываются в мету. Ну а Magnus... Это просто Magnus. Он не пользуется популярностью в последнее время, а даже если и берётся, то скорее как придаток к кому-то ещё, нежели как самостоятельный core-герой. Увы, но его время не пришло.

Герои, после пика которых взрывается трон (>5% P/B)

В реалиях 6.85 не очень актуально, но общий смысл понятен.

На самом деле всё не так критично, однако большинство непопулярных нынче героев не популярны не просто так. Говорить об их винрейте нет смысла, потому что слишком мало игр было с их участием, однако в большинстве случаев можно просто подытожить фразой "слишком слаб". Так, например Enchantress (7 P/B) слишком тонкая и от прокаста может сдуться в одно мгновение, Spectre (27 P/B) получила усиления в последних двух патчах и первое время после выхода 6.85 была одним из часто пикаемых героев, однако в итоге снова отправилась на скамейку запасных: ей надо слишком много времени и пространства. Многие из героев здесь также оказались после нерфа или просто надоели игрокам: Storm Spirit, Sniper, Troll Warlord, Tinker, Weaver, Bloodseeker, Techies и другие. Есть и откровенно слабые в нынешней мете герои: Faceless Void, Puck, Riki, Pudge, KotL, Sand King, Morphling. Отдельной категорией можно отметить героев, с которыми просто пока никто не понял, что делать: Kunkka, Lifestealer, OD... Впрочем, тут есть и герои, которые были достаточно неплохи и не потеряли в своей актуальности, но вдруг исчезли из пиков, вроде Centaur Warrunner, Crystal Maiden, Tidehunter. Возможно именно такие герои получат какое-то усиление.

Стоит ли ждать усиления кого-то из них? Ну, в последних патчах почти все герои получали усиления, однако сейчас я бы не стал ждать какого-то направленного усиления всех этих аутсайдеров. Может поднимут тех, кто и так немножко популярен и в принципе неплох (Spectre, CM, LC, Necrophos), но не более.

А о чём тут вообще была речь?


В качестве итога хочется сказать пару слов о предметах: что-нибудь новое может появиться, но менять то, что есть, вряд ли будут кардинально. Как максимум  как-нибудь подкрутят Octarine Core, но я бы посмотрел на новые предметы, усиливающие прокастеров. Вообще, если задумываться об этом, мы приходим к двум важным моментам: во-первых, в прошлом крупном патче, 6.83, было очень многое сделано в сторону улучшения жизни героев поддержки и добавлен Octarine Core, в значительной степени упрощающий жизнь прокастеров; во-вторых, мы не можем опустить значимость физического урона (иначе мы потеряем в зрелищности и будем балансировать между метами магов и физдамагеров), но и не поднять магию мы также не можем, иначе пул "надёжных" героев не будет меняться вообще. Таким образом, мы приходим к достаточно сложной в реализации, но очевидной в принципе мысли: а почему бы не сделать какие-то ещё предметы, усиляющие магов в поздней игре?

Сразу стоит оговориться, что это не будет чем-то вроде системы AP/AD и прочего, как в LoL и других MOBA. Однако, появление других предметов, дающих отжор со способностей, понижающих время отката скиллов или что-то в таком духе может сильно облегчить жизнь. Если вспомнить, что именно вывело магов из игры в прошлом патче, мы увидим значительное ослабление трёх предметов: Eul's Scepter (радиус применения), Bloodstone (убраны различные полезные эффекты, ослаблено уменьшение времени в таверне) и Bottle, ослабив таким образом раннюю игру для них. Первое же, что приходит на ум, когда смотришь на такие предметы  аналог Sange & Yasha для тех, кто много тратит маны, либо же какой-нибудь дешёвый предмет на восполнение маны (коих и без того полно). Однако, если мы говорим именно о боеспособности и полезности прокастеров в лейтгейме, возможно решить проблему усилением Veil of Discord, а то и вовсе добавлением предмета, который будет пассивно увеличивать исходящий урон со скиллов/способностей (своего рода VoD, но только пассивный). Что-то определённо должно будет затронуть магов в 6.86, чтобы они снова вернулись в игру и смогли себя комфортно чувствовать в качестве лейт-героев, так что будем надеяться, что грядущие изменения не сломают баланс в игре и не получится очередного Ho-Ho-Ha-Ha-Spirit'а. Ещё один вариант, который может иметь место, но является далеко не лучшим решением  ослабление физического урона и взаимодействия с бронёй. Об этом я уже говорил раньше, поэтому не буду особо заострять на этом внимание. Единственное, пожалуй, о чём я забыл сказать выше  Рошан, в случае с которым любое уменьшение брони превращает героя в безжалостного похитителя аегисов, что играет не последнюю роль в популярности героев с соответствующими способностями.

Сильно ли ослабит грядущий патч популярных нынче героев? Вряд ли. Они сильны, но не настолько, чтобы их нужно было ослаблять, да и популярны они в большей степени из-за своей универсальности, так что в каком-то смысле у Valve тут получилось заложить фундамент для создания игры, в которой все герои будут одинаково хороши для использования в соревнованиях. Будут ли усилены другие герои? Определённо: есть многие герои, которые слишком сильно ослабли за последние патчи, либо и вовсе не получали никаких полезных усилений в свою копилку очень долгое время. Главная задача, которая сейчас стоит перед Valve  увеличить пул "надёжных" героев, увеличив выбор для игроков, что сразу решит и проблему с надоевшим Gyrocopter, и в принципе сделает игры намного интереснее. Как они решат эту проблему  кто знает, я ведь не работаю в Valve. Впрочем, свои предположения на этот счёт я уже высказал. Пока что остаётся лишь ждать, так что я пойду смотреть Dota 2 Christmas League с турнирами в Single Draft и ARDM. Встретимся после выхода 6.86 и посмотрим, что же совпадёт ;)

Буду очень признателен вам за отзывы в комментариях, чтобы я знал, на что обращать в дальнейшем больше внимания, в чём я вообще был не прав и интересны ли подобные материалы для читателей.
Поделиться:
Google+ VK