Привет. У меня тут уже была заметка про искуственные языки, но помимо этого у меня ещё есть заметка про создание исторического бэкграунда для вымышленных миров. У меня уже давно руки никак не доходили запостить эти заметки сюда, но вот наконец собрался с мыслями.
С обложки видео канала "Kurzgesagt – In a Nutshell" под названием "The Human Era", настоятельно рекомендую |
Как и прошлый пост, это изначально заметка для себя, в удобном для себя же формате. И во многом это просто структуризация общих моментов из истории человечества, которые привлекли моё внимание.
В данной заметке речь идёт о развитии общества со временем. Каждый "блок" назван какой-то "точкой" (POINT 0, POINT 1 и так далее), сами пункты — по сути простые топики-пометки. У некоторых блоков есть свои пояснения, указывающие на реальный исторический аналог.
И тут важно пометить, что я равно в той же степени не историк, как и не лингвист. Я не претендую ни на какую историческую точность или экспертное мнение, это исключительно личные мысли и наблюдения в ключе ворлдбилдинга.
А, да, за основу любой из точек можно взять соответствующий кусок реальной истории (или "придумать", например классический фентезийный мир вместо эволюции). Если мир и его существа совершенно отличаются от людей, то части этого шаблона могут и не иметь смысла, но общие идеи, думаю, уловимы.
И ещё тут местами есть ссылки на статьи, которые я подразумеваю, так что обращайте внимание на подчёркнутый текст. По ссылкам там вообще много интересного можно найти для себя.
* * *
POINT 0
- Эволюция, доисторические времена
- Конечный внешний вид существ определяется эволюционной цепочкой. Ящерицы не станут внезапно гуманоидами. Чем дальше продумана эволюционная цепочка и история мира, тем детальнее мир
- Конечный вид стартует как "мелкий" и выживает после большого катаклизма (пример: мыши-приматы-обезьяны и вымирание динозавров)
- Многие элементы фольклора могут идти отсюда (сигналы о потенциальных хищниках у приматов превращаются в истории о драконах)
POINT 1 — STONE AGE
- Первые племена
- Совместная охота и собирательство
- Кочевой образ жизни
- Всё исходя из того, что мы говорим о социальных животных
POINT 2
- Приспособления для труда, оседлая жизнь
- Появление излишек, первые города
- Первые города не имеют базовой структуры и обычаев
- Основа — племя
- Язык — см. история языков
- Основа культуры и традиций — совместный труд и выживание
- Некоторые традиции ложно связывают действие и результат (как эксперимент с голубями и кормом в закрытой коробке)
- Мой любимый пример — Чаталхуюк. Социализм, матриархат, мужчины-добытчики. Показывает разные существующие пути реализации этих традиций и культуры
- В конечном итоге слияние/миграция, появление первых групповых народов и религий
POINT 3 — Междуречье
- Поселение у рек и других плодородных районов
- Появление излишек, торговля
- Торговля → обмен культурой, слияние культур
- Обмен в рамках больших территорий — бартер
- Специализация
POINT 4
- Излишки → ремесленники и торговцы
- Ремесленники → лучше одежда/дома/орудия
- Торговля → неравенство
- Набеги кочевников ⇒ угроза, нужна армия и управленцы
- Склады и места собраний — храмы
- Первая письменность (учёт производства)
- Первые деньги
POINT 5 — Междуречье (но позже)
- Полисы-государства, правители, военные походы
- Появление ценности в новых ресурсах (для ремёсел), война за ресурсы
- Войны за богатство и влияние
- Развитие культур, религий, правители — поместники богов
- Первые королества (объединение полисов)
- Объединение через религию: ваша религия — как наша, но наш бог выше вашего
- Культ войны (надолго)
POINT 6 — Бронзовый век, Египет
- Торговля и дипломатия
- Первые попытки "глобализации"
- Становление денег
POINT 7 — Коллапс бронзового века
- Обвал торговли от взаимозависимости и нехватки ресурсов, кризис
- Причина кризиса — катаклизм (потоп, болезни, неурожаи), возможно даже у кого-то одного
- На старых землях вместо старых империй новые княжества, расселение, повторение цикла
- Развал империй → полисы
- Наём кочевников для защиты → кочевники ("варвары") становятся новой элитой → коллапс империи
- Причины кризисов — катаклизмы
- Культура империй — ассимиляция чужих культур
- Полисы персонифицируют стихии → империя → боги-персоны становятся единым пантеоном, столица и император под покровительством единого бога → развал, расхождение религий, повторить
POINT 8 — НОВЫЕ ИМПЕРИИ, Рим
- Пост-бронза
- Становление религий с единым богом (поздняя Римская Империя)
- Религия — политический инструмент
- Большая империя → унификация культуры → становление многих автономных центров → развал
- (Европа, Рим, Византия)
POINT 9
- Новый катаклизм (болезни, неурожаи)
- Потеря научного влияния, репрессии через религию
- Феодализм, глава государства = феодал страны
- Наследование владений, расколы народов из-за конфликтов наследования в семьях
- Культ войны немного снижается, дипломатия и дипломатические браки набирают обороты
- Церкви — хранилище знаний (и обычно второй по значимости феодал в регионе с не менее крупной казной)
- Старых империй нет, но не все об этом знают, наследие империй живёт
POINT 10 — Новое время
- Просвещение, восстановление после катаклизмов
- Церкви
- Восход демократий, волны революций
- Расцвет империй, новые империи называют себя "наследниками" павших
- Наука уходит от церкви, развитие науки и культуры
- Развитие торговых отношений и путешествий, становление банков
POINT 11
- Деколонизация, освободительные войны и революции
- Век авторитаризма и кровавых тоталитарных режимов
- Развитие технологий ⇒ пик военного дела, войны становятся страшнее. Культ войны умирает, последние страшные войны
- Будущие войны — прокси-войны в бывших колониях, войны за влияние, "холодные" войны
- Дипломатические и экономические методы войны
- Развитие торговли
- Экономика услуг
- Конец империй, начало глобализма
POINT 12
- Век информации и путешествий
- Доступность образования и информации ⇒ открытость мира, скрыть что-либо и врать становится почти невозможно
- Глобализм ⇒ все зависимы от всех, экономическое давление замещает войны, смысл в войнах пропадает
- Последние автократии, информационные автократии (но врать слишком сложно, рано или поздно под экономическим и социальным давлением переходят в демократии)
- Становление демократических режимов — открытый рынок, открытая политика, открытость общества, открытые системы сами себя балансируют
- Границы стираются, транспорт доступен всем, культура смешалась
- Волна гиперкорпораций (IT гиганты + банки)
- Прокси войны за ресурсы и влияние, влияние = торговля, вчерашние колонии
- В интересах каждого стабильность и процветание соседа (чтобы иметь стабильность и процветание у себя)
- "Стабильность" экономических кризисов
- "Новые религии" в виде науки, новые идолы в виде идей
- Становление "мировых языков"
- Рост альтруизма и волонтёрства
- Технологии замещают людей — деятельностью людей становятся более абстрактные вещи (например "контент")
POINT 13
- Массивный обвал экономики/науки после катаклизма (пандемия, внешний фактор, природный фактор, потенциально "последняя мировая война", но начать её смогут лишь оставшиеся автократы, никому не выгодно воевать)
- Быстрый возврат к прогрессу
- Корпорации — базы для "новых государств"
- Потеря значимости отдельных культур (только "мировая культура")
- Торговля "людьми" через данные
- Освоение космоса
POINT 14
- Повторение 10-13 по кругу с поправкой на новое время и бескровные войны