Заметка с шаблоном истории мира

 

Привет. У меня тут уже была заметка про искуственные языки, но помимо этого у меня ещё есть заметка про создание исторического бэкграунда для вымышленных миров. У меня уже давно руки никак не доходили запостить эти заметки сюда, но вот наконец собрался с мыслями.

С обложки видео канала "Kurzgesagt – In a Nutshell" под названием "The Human Era", настоятельно рекомендую

Как и прошлый пост, это изначально заметка для себя, в удобном для себя же формате. И во многом это просто структуризация общих моментов из истории человечества, которые привлекли моё внимание.

В данной заметке речь идёт о развитии общества со временем. Каждый "блок" назван какой-то "точкой" (POINT 0, POINT 1 и так далее), сами пункты — по сути простые топики-пометки. У некоторых блоков есть свои пояснения, указывающие на реальный исторический аналог.

И тут важно пометить, что я равно в той же степени не историк, как и не лингвист. Я не претендую ни на какую историческую точность или экспертное мнение, это исключительно личные мысли и наблюдения в ключе ворлдбилдинга.

А, да, за основу любой из точек можно взять соответствующий кусок реальной истории (или "придумать", например классический фентезийный мир вместо эволюции). Если мир и его существа совершенно отличаются от людей, то части этого шаблона могут и не иметь смысла, но общие идеи, думаю, уловимы.

И ещё тут местами есть ссылки на статьи, которые я подразумеваю, так что обращайте внимание на подчёркнутый текст. По ссылкам там вообще много интересного можно найти для себя.

* * *

POINT 0

  • Эволюция, доисторические времена
  • Конечный внешний вид существ определяется эволюционной цепочкой. Ящерицы не станут внезапно гуманоидами. Чем дальше продумана эволюционная цепочка и история мира, тем детальнее мир
  • Конечный вид стартует как "мелкий" и выживает после большого катаклизма (пример: мыши-приматы-обезьяны и вымирание динозавров)
  • Многие элементы фольклора могут идти отсюда (сигналы о потенциальных хищниках у приматов превращаются в истории о драконах)

POINT 1 — STONE AGE

  • Первые племена
  • Совместная охота и собирательство
  • Кочевой образ жизни
  • Всё исходя из того, что мы говорим о социальных животных

POINT 2

  • Приспособления для труда, оседлая жизнь
  • Появление излишек, первые города
  • Первые города не имеют базовой структуры и обычаев
  • Основа — племя
  • Язык — см. история языков
  • Основа культуры и традиций — совместный труд и выживание
  • Некоторые традиции ложно связывают действие и результат (как эксперимент с голубями и кормом в закрытой коробке)
  • Мой любимый пример — Чаталхуюк. Социализм, матриархат, мужчины-добытчики. Показывает разные существующие пути реализации этих традиций и культуры
  • В конечном итоге слияние/миграция, появление первых групповых народов и религий

POINT 3 — Междуречье

  • Поселение у рек и других плодородных районов
  • Появление излишек, торговля
  • Торговля → обмен культурой, слияние культур
  • Обмен в рамках больших территорий — бартер
  • Специализация

POINT 4

  • Излишки → ремесленники и торговцы
  • Ремесленники → лучше одежда/дома/орудия
  • Торговля → неравенство
  • Набеги кочевников ⇒ угроза, нужна армия и управленцы
  • Склады и места собраний — храмы
  • Первая письменность (учёт производства)
  • Первые деньги

POINT 5 — Междуречье (но позже)

  • Полисы-государства, правители, военные походы
  • Появление ценности в новых ресурсах (для ремёсел), война за ресурсы
  • Войны за богатство и влияние
  • Развитие культур, религий, правители — поместники богов
  • Первые королества (объединение полисов)
  • Объединение через религию: ваша религия — как наша, но наш бог выше вашего
  • Культ войны (надолго)

POINT 6 — Бронзовый век, Египет

  • Торговля и дипломатия
  • Первые попытки "глобализации"
  • Становление денег

POINT 7 — Коллапс бронзового века

  • Обвал торговли от взаимозависимости и нехватки ресурсов, кризис
  • Причина кризиса — катаклизм (потоп, болезни, неурожаи), возможно даже у кого-то одного
  • На старых землях вместо старых империй новые княжества, расселение, повторение цикла
  • Развал империй → полисы
  • Наём кочевников для защиты → кочевники ("варвары") становятся новой элитой → коллапс империи
  • Причины кризисов — катаклизмы
  • Культура империй — ассимиляция чужих культур
  • Полисы персонифицируют стихии → империя → боги-персоны становятся единым пантеоном, столица и император под покровительством единого бога → развал, расхождение религий, повторить

POINT 8 — НОВЫЕ ИМПЕРИИ, Рим

  • Пост-бронза
  • Становление религий с единым богом (поздняя Римская Империя)
  • Религия — политический инструмент
  • Большая империя → унификация культуры → становление многих автономных центров → развал
  • (Европа, Рим, Византия)

POINT 9

  • Новый катаклизм (болезни, неурожаи)
  • Потеря научного влияния, репрессии через религию
  • Феодализм, глава государства = феодал страны
  • Наследование владений, расколы народов из-за конфликтов наследования в семьях
  • Культ войны немного снижается, дипломатия и дипломатические браки набирают обороты
  • Церкви — хранилище знаний (и обычно второй по значимости феодал в регионе с не менее крупной казной)
  • Старых империй нет, но не все об этом знают, наследие империй живёт

POINT 10 — Новое время

  • Просвещение, восстановление после катаклизмов
  • Церкви
  • Восход демократий, волны революций
  • Расцвет империй, новые империи называют себя "наследниками" павших
  • Наука уходит от церкви, развитие науки и культуры
  • Развитие торговых отношений и путешествий, становление банков

POINT 11

  • Деколонизация, освободительные войны и революции
  • Век авторитаризма и кровавых тоталитарных режимов
  • Развитие технологий ⇒ пик военного дела, войны становятся страшнее. Культ войны умирает, последние страшные войны
  • Будущие войны — прокси-войны в бывших колониях, войны за влияние, "холодные" войны
  • Дипломатические и экономические методы войны
  • Развитие торговли
  • Экономика услуг
  • Конец империй, начало глобализма

POINT 12

  • Век информации и путешествий
  • Доступность образования и информации ⇒ открытость мира, скрыть что-либо и врать становится почти невозможно
  • Глобализм ⇒ все зависимы от всех, экономическое давление замещает войны, смысл в войнах пропадает
  • Последние автократии, информационные автократии (но врать слишком сложно, рано или поздно под экономическим и социальным давлением переходят в демократии)
  • Становление демократических режимов — открытый рынок, открытая политика, открытость общества, открытые системы сами себя балансируют
  • Границы стираются, транспорт доступен всем, культура смешалась
  • Волна гиперкорпораций (IT гиганты + банки)
  • Прокси войны за ресурсы и влияние, влияние = торговля, вчерашние колонии
  • В интересах каждого стабильность и процветание соседа (чтобы иметь стабильность и процветание у себя)
  • "Стабильность" экономических кризисов
  • "Новые религии" в виде науки, новые идолы в виде идей
  • Становление "мировых языков"
  • Рост альтруизма и волонтёрства
  • Технологии замещают людей — деятельностью людей становятся более абстрактные вещи (например "контент")

POINT 13

  • Массивный обвал экономики/науки после катаклизма (пандемия, внешний фактор, природный фактор, потенциально "последняя мировая война", но начать её смогут лишь оставшиеся автократы, никому не выгодно воевать)
  • Быстрый возврат к прогрессу
  • Корпорации — базы для "новых государств"
  • Потеря значимости отдельных культур (только "мировая культура")
  • Торговля "людьми" через данные
  • Освоение космоса

POINT 14

  • Повторение 10-13 по кругу с поправкой на новое время и бескровные войны
* * *
Ну а на этом в целом всё! Было бы интересно узнать ваше мнение по теме в комментариях ниже, в твиттере или в комментариях при канале в телеграме.